Чрезвычайные происшествия, автомобильные увлечения и автопарк Л.И.Брежнева

Автомобили Л.И. Брежнева

Стоит отметить, что водители советских, а позже и российских государственных деятелей высшего звена во многом совмещали обязанности водителя и телохранителя, в определенной части отвечали за безопасность «шефа» и подчинялись соответствующей службе или структуре безопасности. Ярким примером того, как переплетены эти кадровые направления, является персона Александра Яковлевича Рябенко — генерала КГБ, отвечавшего за личную безопасность Л.И.Брежнева: с будущим генсеком Рябенко начинал работать в качестве личного водителя в 1938г., еще в бытность того заместителем председателя горисполкома Днепродзержинска.

О «брежневской» эпохе осталось немало устойчивых представлений, клише, но одна из ее особенностей — неоднократные попытки покушения на руководителя советского государства. Во всех этих случаях жизнь и здоровье главы государства удавалось сохранить благодаря преданности и профессионализму окружавших его сотрудников — охранников и телохранителей, пилотов, помощников и конечно водителей. По воспоминаниям одного из личных водителей, работавших с Брежневым в середине семидесятых годов, — Б.Андреева, за «шефом» были закреплены два автомобиля: на одном работали, второй находился в резерве. 

Одним из известных сегодня случаев стал расстрел правительственного кортежа, в котором ехали советские космонавты, 22 января 1969 года в Москве Виктором Ильиным, сбежавшим незадолго до ЧП из военной части. Стрелок открыл огонь с двух рук, из пистолетов Макарова по автомобилю, в котором обычно передвигался Брежнев, — ЗИЛ-111Г, прямо на территории Московского Кремля (по другим свидетельствам, стрельба было открыта во время движения кортежа по Ленинскому проспекту). Случайно, по указанию самого Брежнева или из предусмотрительности, но генсек на этот раз оказался в менее приметном автомобиле, ехавшем в конце кортежа. В атакованной машине находились космонавты Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Андриян Николаев и Георгий Береговой. Находившийся за рулем водитель Илья Жаров погиб, мотоциклист В.Зацепилов был ранен.

Покушение чуть не попало в эфир: торжественную встречу космонавтов транслировали по телевидению. Телезрители могли только догадываться, что произошло нечто непредвиденное, поскольку трансляция была молниеносно прервана и возобновлена лишь через несколько часов.

К прикрепленным сотрудникам охраны и водителям Леонид Ильич относился по-доброму, был против увольнений даже за проступки. Так, по воспоминаниям А.Рябенко, Брежнев отстоял одного из своих водителей после того, как тот учинил дебош на одной из улиц Москвы. В то время за генсеком были закреплены три водителя, работавших посменно: А.Меньшов, А.Филиппов и Б.Андреев. В свою очередь, по воспоминаниям Б.Андреева, все, кто работал с Леонидом Ильичом, отзывались о нем с хорошей стороны. Б.Андреев приводит случай, когда по распоряжению Брежнева одному из сотрудников дали квартиру, поскольку проблема с жилплощадью послужила причиной семейного конфликта.

Еще одной отличительной чертой генерального секретаря было пристрастие к самостоятельному вождению автомобиля и собственно к автомобилям экзотических для Советского Союза марок. Это обстоятельство как-то отодвинуло на второй план личных водителей Брежнева, одной из задач которых, особенно в последние годы, было находиться на пассажирском сиденье рядом с вождем и при необходимости перехватить управление.

Стиль вождения Брежневу был присущ скоростной и, как сейчас выражаются, агрессивный, причем практиковал его генеральный секретарь вплоть до преклонных лет. Это неоднократно приводило к происшествиям, многие из которых могли стоить ему жизни. Особенно чреваты были самостоятельные поездки по горным серпантинам Крыма, где Леонид Ильич проводил отпуска. Угнаться за шефом было непростой задачей для водителей автомобилей прикрытия и сопровождения. Во время одной из таких автопрогулок мерседес Брежнева завис над пропастью, и спасти генсека (и машину) удалось только благодаря своевременной помощи сопровождающих.

Зная об увлечении советского лидера, зарубежные коллеги преподносили в дар выдающиеся образцы автомобилестроения. В автопарке генерального секретаря были немецкие Mercedes (два из которых — подарки канцлера ФРГ В.Брандта и председателя госсовета ГДР Э.Хонеккера) и Opel, американские Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Lincoln (два Кадиллака и Линкольн — подарки президента США Р.Никсона), Rolls-Royce (подарок от королевы Великобритании, который Брежнев собственноручно разбил в Крыму), итальянские Fiat и Maserati, Citroen — презент от президента Франции Ж.Помпиду, уникальный Nissan President — дар правительства Японии… По свидетельствам современников, Леонид Ильич не упускал случая устроить тест-драйв очередного презента прямо при вручении, чем вгонял в замешательство охрану обеих высоких сторон.

Нанять телохранителей, личных водителей, охранников. Персональный подход к услугам

Копирование содержимого этого интернет-сайта запрещено в соответствии с действующим законодательством