Услуги

На чем ездили важные персоны в дореволюционной России, и кто был личным водителем императора Николая II

история профессии персональный водитель начало двадцатого века

Первый русский автомобиль был представлен как серийный в 1896 году и стал результатом коллаборации русских промышленников Фрезе и Яковлева. Четырехколесный заднеприводный автомобиль был оснащен бензиновым двигателем внутреннего сгорания, усовершенствованной трансмиссией с двумя передачами — первой и холостой, двумя видами тормозов — ножным и ручным, фарами головного освещения и складываемым тентом. 

Впоследствии фабрика Фрезе была выкуплена Русско-Балтийским заводом, автомобильное производство которого было основано в г. Риге в 1908 г. Так появилась автомобильная марка “Руссо-Балт”. В 1916 году производство обосновалось в московском районе Фили — бывшем поместье купца Шелапутина. Серийное производство автомобилей “Руссо-Балт” продолжалось с 1909 по 1918 годы. За это время было разработано три базы (или модели, как их называли конструкторы), каждая из которых поставлялась в различных модификациях. Бюджетные машины модели “К” приобретали автомобилисты в личное пользование. Дорогостоящие автомобили модели “С-24” можно назвать элитными: на этой базе выпускали лимузины, спортивные машины и даже внедорожники на полугусеничном ходу.

Моторами “Руссо-Балт” владели русские промышленники, предприниматели, государственные деятели, члены императорской семьи. Неразрывно связана история “Руссо-Балт” с именем русского автомобилиста, автогонщика и издателя А.Нагеля, который совершал на автомобилях марки масштабные международные автопробеги, брал призы на всемирно известных ралли Монте-Карло и Сан-Себастьяна и за продвижение марки был награжден .

Первым водителем, который познакомил русского императора достижениями автопрома, был флигель-адьютант, полковник, князь В.Н.Орлов — один из первых автовладельцев в России и при дворе государя. Поездки на авто произвели на Николая II неизгладимое впечатление, и вскоре он стал обладателем нескольких престижных иномарок. Любимой автомобильной маркой царя стала французская люксовая Delaunay-Belleville. Встал вопрос о безопасности лица №1, которому потребовался постоянный личный водитель.

Первым личным водителем или, как тогда было принято говорить, шофером царя был Адольф Кегресс — французский инженер, конструктор, изобретатель и автомобилист, бывший сотрудник Delaunay-Belleville, длительное время работавший в России. Нанят на ответственную должность Кегресс был по рекомендации князя Орлова, озадаченного безопасностью царя. Примечательно, что Кегресс изобрел гусеничный движитель для автомобилей, который можно было устанавливать вместо пары ведущих колес. С использованием разработки Кегресса были созданы, в том числе, бронеавтомобили для военных нужд и автомобиль повышенной проходимости для “Руссо-Балта”. Помимо конструкторского таланта, Кегресс был виртуозным водителем, что было замечено и по достоинству оценено русскими автомобилистами.

“Императорский гараж” был учрежден в 1907 году, вероятно, с целью упорядочить расходы и мероприятия по содержанию автопарка, и входил в структуру Министерства Царского двора. В императорском гараже насчитывалось более пятидесяти автомобилей различных марок, включая Benz, Daimler, Ford, Packard, Peugeot, Renault, Rolls-Royce, а также отечественные “Руссо-Балт” и “Лесснер”. Автопарк подразделялся на три основные категории — представительские автомобили, на которых передвигались члены императорской семьи; служебные авто для свиты царя; машины для Дворцовой комендатуры, обеспечивавшей личную охрану царских особ и безопасность резиденции. В том или ином виде автопредприятие просуществовало до наших дней: “наследником” императорского гаража можно считать ГОН — Гараж особого назначения, сегодня находящийся в структуре Федеральной службы охраны.

По мере того как автомобили получали распространение и завоевывали популярность в России, становилась очевидной нехватка водительских кадров. А ведь именно от мастерства водителя зависит жизнь и здоровье пассажиров и других участников дорожного движения. Альма-матер профессиональных водителей в дореволюционной России стала “Императорская школа шофферов”, созданная в 1907 году по инициативе князя В.Орлова, — первая в истории России автошкола. Выпускники школы становились персональными и разъездными водителями в “Императорском гараже”, а заодно отвечали за техобслуживание иномарок, ведь фирменного сервиса иностранных автопроизводителей в то время в России и в помине не было.

Будущие водители получали не только уроки вождения, но и знания о техническом устройстве автомобилей, навыки ремонта и технического обслуживания, представление о правилах передвижения на автомобиле по дорогам общего пользования. Правила дорожного движения в том или ином виде существовали в России с петровских времен, а в 1896 году, с появлением автомобилей, были изданы “Общие правила движения автомобилей и экипажей”. Водители также обучались принципам обеспечения безопасности высокопоставленных пассажиров и осваивали способы скоростного проезда по перекрытым для движения гражданского транспорта улицам. Императорские шоферы были и водителями, и механиками, и телохранителями.

По примеру “Императорской школы шофферов” в Петербурге, а затем и в других городах России стали создаваться автошколы. Императорская автошкола просуществовала до февраля 1917 года. В последующие годы в здании располагались различные подразделения и службы Ленинградского сельскохозяйственного института (сегодня — Санкт-Петербургский аграрный университет), а в XXI веке, как ни удивительно, здесь вновь находится автошкола.