Заказать услугу

Другие услуги

Шофер — повелитель первых самоходных экипажей

Название профессии “шофер” применительно к человеку, управляющему автомобилем, пришло из французского языка (chauffeur) и, если это слово перевести буквально, означает “кочегар”. В отрасль наземного индивидуального самоходного транспорта “кочегары” перекочевали из отрасли железнодорожной и с флота с появлением первых автомобилей — самоходных экипажей — в конце восемнадцатого столетия.

Первые автомобили могли позволить себе состоятельные особы или действительно важные персоны. В то же время управление автомобилем и уход за ним были трудоемким и сложным занятием, заниматься которым владелец автомобиля не мог (если только он не был фанатом самоходных экипажей, инженером или спортсменом). Так “шофер” надолго стал профессиональным водителем или автомобилистом.

На заре автомобильной эпохи слово “шофер” в его буквальном значении было вполне уместно применительно к водителю автомобиля (читай — к человеку, который в состоянии завести автомобиль и управлять им).

Топливом для первых самоходных экипажей с паровым двигателем служил уголь, который загружали в топку привычным для кочегаров способом — лопатой. В начале девятнадцатого века появились первые двигатели внутреннего сгорания, работавшие на газообразном топливе, в том числе на коксовом газе, на смеси водорода с кислородом и на чистом водороде. Французские и британские изобретатели в то же время экспериментировали с электрическими двигателями. Неизвестно, в какую сторону свернула бы история индивидуального самоходного транспорта (и планеты Земля, и профессии водителя), но в 1825 году знаменитый английский ученый и изобретатель М.Фарадей запатентовал хорошо знакомый нам продукт нефтепереработки — бензин, с которым дело пошло быстрее, эффективнее и дешевле более предсказуемо.

Впервые двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе приспособил на автомобиль в 1870 году австрийский изобретатель З.Маркус. С распространением жидкостных ДВС возникла другая проблема — на протяжении многих лет конструкторы не могли добиться герметичности топливного бака, поэтому автомобиль заправляли перед каждой поездкой, а по возвращении “в стойло” остатки топлива сливали. Чудо техники хранилось в помещении гаража каретного сарая незаправленным и выкатывалось на белый свет путем приложения одной или нескольких шоферских сил.

Все операции, которые сегодня запускаются одним нажатием кнопки, тогда осуществлялись шофером вручную: подача топлива, зажигание, старт двигателя. Можно возразить, что и в наше время мы похожим способом запускаем различные бензиновые агрегаты, полезные в быту. Однако следует учитывать, что средства, которые отвечали за то или иное действие, находились в разных частях “самоходного экипажа” и выглядели более примитивно. Таким образом, шофер был вынужден резво бегать вокруг автомобиля, тыкая в свечи голыми проводами, соединяя топливные шланги и крутя стартер.

Привычного нам руля или известного мореплавателям штурвала в первых автомобилях тоже не было. Направить повозку в ту или иную сторону предлагалось с помощью рычага, механически отклоняющего переднее колесо, что требовало не только ловкости, привычки и хорошего глазомера, но и определенной физической силы. Передвигались первые автомобили с одной скоростью, “поддать газу” было невозможно. Нельзя сказать, что самоходные экипажи были легки на подъем — часто водителю и пассажирам приходилось заталкивать их в гору.

В восьмидесятые годы позапрошлого столетия в Европе творили изобретатели и промышленники Даймлер и Майбах, а также уже упоминавшийся Маркус, запатентовавший такие узлы и агрегаты, как трансмиссия и генератор. В США в 1890-е — 1910-е годы происходило быстрое становление собственной автомобилестроительной отрасли, в которой доминирующее положение постепенно заняли машины с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания большого объема.

Однако если опустить подробности, то появлением первого автомобиля массового производства, в общих чертах напоминающего современные — с ведущими задними колесами, электрическим зажиганием, двигателем внутреннего сгорания на бензине, карбюратором, акселератором (“газ”) и тормозами, трансмиссией, аккумуляторной батареей, — человечество обязано немецкому изобретателю по фамилии Бенц.

Именно Карл Бенц собрал воедино и в 1886 году запатентовал свое первое самоходное транспортное средство — Benz Patent-Motorwagen, после чего запустил его в серийное производство в 1888 году. Не исключено, что от названия патента пошла привычка называть автомобиль “мотором”. В русском языке слово “мотор” в этом значении было в ходу в начале двадцатого века (но почти до наших дней дошло выражение “поймать мотор” — остановить такси или попутку).

Вероятно, тогда же в повседневную речь людей начало постепенно закрадываться слово “водитель”. Можно сказать, что первым водителем, а точнее — водительницей автомобиля стала супруга изобретателя Берта Бенц. Она в компании малолетних сыновей совершила междугородний автопробег на машине, собранной мужем, убедительно продемонстрировав, что автомобиль — это индивидуальное средство передвижения, для обращения с которым не нужно специальных навыков, да еще и доступное массовому потребителю.

Личный водитель или шофер — как называют сегодня представителей этой профессии?

По логике вещей, можно и так, и так, все зависит от того, что входит в обязанности этого человека применительно к автомобилю. Название профессии “шофер” до сих пор в обиходе во многих странах мира, где подразумевается, что уход за автомобилем, его ремонт и обслуживание, если они не требуют дилерского сервисного оборудования, входят в обязанности водителя. Мы не поленились и проанализировали, где как чаще называют персонального водителя сегодня.

Итак, личного водителя до сих пор принято называть шофером в странах Азии — Китае, Корее, Японии; в странах Латинской Америки. В странах Ближнего Востока, а также на юге и востоке Европы слово “шофер”, напротив, благополучно кануло в глубины истории, в то время как в обиходе преобладает название профессии “водитель”, “персональный водитель”, что подразумевает престижное занятие, не связанное с тяжелым физическим трудом.

В США получили раннее развитие отрасли автокредитования, автострахования и связанного с этим гарантийного и постгарантийного дилерского обслуживания автомобилей, поэтому людей, которые управляют автомобилем — как собственным, так и по долгу службы, — чаще называют водителями — “driver”, причем едва ли не с тридцатых годов двадцатого столетия. “Шофер” для американцев — это или человек, оказывающий услуги на принадлежащих ему одном или нескольких представительских автомобилях и, соответственно, эти автомобили содержащий, или личный водитель очень состоятельных людей — он и дополнительные обязанности выполняет — может машину помыть, да и звучит это слово изысканно.

Название профессии “водитель” прижилось в Германии — “Fahrer”, но скорее по причинам трепетного отношения к автомобилестроению, разделения труда по профессиональному признаку и предпочтения фирменного сервиса, исходящего от определенной марки, мастера или продавца. А вот во Франции по ряду неких загадочных причин осталось в широком употреблении слово “шофер” — это и таксист, и автомобилист, и автовладелец, и личный водитель, и водитель грузовика.

В Советском Союзе и постсоветской России название профессии “шофер” применительно к личному водителю продержалось в той или иной степени, пожалуй, до середины 1990-х годов. Продукция советского автопрома была для советского человека проста и понятна в своем устройстве и в эксплуатации, и жизнеспособность ее была вполне поддерживаема силами работников гаража — шоферов — на все руки мастеров. С появлением же на наших дорогах более-менее современных, а не двадцатилетних автомобилей иностранного производства, требующих обслуживания и ремонта квалифицированными специалистами или хотя бы специально обученными людьми, работника, управляющего автомобилем, стали все чаще называть водителем, ибо его профессиональные обязанности теперь ограничивались в основном вождением автомобиля.