Услуги

“Гараж особого назначения”: кузница элитных водительских кадров

история профессии персональный водитель ГОН Аурус

“Гараж особого назначения”, или ГОН — легендарное подразделение отечественных спецслужб — “наследник” императорского гаража с более чем столетней историей.

После Февральской революции, в марте 1917г. автохозяйство императорского гаража перешло в ведение Временного правительства и носило неофициальные названия “Автомобильная база Временного правительства”, “Автомобильная база Временного правительства и Государственной думы”, пока не было установлено официальное наименование “Авто-Конюшенная База Временного Правительства”. В то время автопарк гаража насчитывал 56 автомобилей различных марок и моделей.

В октябре 1917 года в ходе известных событий автобаза перешла под контроль военно-революционного комитета Петрограда, в котором был создан Автомобильный отдел, а позже — вместе с отделом — в ведение ВЦИК. Не последнюю роль в событиях 1917 года сыграл коллектив гаража, а точнее — созданный шоферами и механиками революционный комитет, участники которого 24 октября захватили автобазу и отказали в обслуживании ее прежним клиентам, так и оставшимся в Зимнем дворце.

Официальное начало существованию Гаража особого назначения было положено 31 декабря 1920г.: приказом №13 Совета народных комиссаров гараж был выделен из подчинения автобазе Совнаркома. Автопредприятие возглавляли В 1921 г. гараж возглавил чекист П.А.Яковлев. Вместе с тем выпускается положение об «Особом Гараже в Кремле», согласно которому предприятие оказывалось в подчинении ВЧК.

Свое название — «Гараж особого назначения Совета народных комиссаров и Совета труда и обороны СССР» — автопредприятие получило в январе 1924г. и тогда же перешло в ведение Политбюро ЦК РКП(б). В конце 1930-х годов с подачи ГОН начата разработка первого советского автомобиля представительского класса — лимузина ЗИС-101, который был выпущен малой серией, однако работу над моделью не суждено было довести до конца. В автопарке предприятия появляются знаменитые “Эмки” Горьковского автозавода. Автомобили марки ГАЗ будут присутствовать в парке ГОН на протяжении многих десятилетий, неся службу в качестве автомобилей сопровождения, вспомогательных и разъездных.

В январе 1941г. ГОН подчиняется Главному управлению государственной безопасности НКВД СССР, находясь с этого момента в ведении 1-го отдела. В годы Великой Отечественной войны автопредприятие работает в форсированном режиме, выполняя задачи по транспортному сопровождению первых лиц государства, том числе при поездках на фронт, официальных делегаций зарубежных стран во время визитов в СССР, а также осуществляет масштабные операции по автотранспортному сопровождению Тегеранской, Ялтинской и Берлинской конференций. В 1940-е годы ГОН начинает использовать для перевозки первых лиц государства бронированные автомобили американского производства и отечественный ЗИС-101; ведутся разработки отечественного автомобиля представительского класса — ЗИС-110 и его защищенной версии — ЗИС-110С. Увидевшие свет в 1946г. ЗИС-110 использовались для перевозки иностранных делегаций во время конференции министров иностранных дел в Москве в 1947г. Главным поставщиком представительских автомобилей для ГОН становится московский Завод имени И.В.Сталина (позднее переименованный в Завод имени Лихачева).

В 1953-54г.г. ГОН переходит в ведение 9-го управления МВД, а позднее — 9-го управления КГБ СССР. В мае 1953г. автомобили ГОН отечественного производства впервые используются в параде войск Московского гарнизона на Красной площади, в 1954г. — для транспортного сопровождения советской делегации на Женевской конференции по Индокитаю. Автопарк был заблаговременно переброшен в Швейцарию железнодорожным транспортом и привлекал заслуженное внимание местных жителей. В 50-е годы появляются традиции преподносить представительские лимузины советского производства в дар лидерам дружественных государств; в 1950-е — 1960-е — организовывать встречу зарубежных делегаций кортежами из автомобилей ГОН в сопровождении мотоциклетного эскорта. Демонстрация автопарка ГОН в “командировочных” мероприятиях за рубежом формирует новый облик Советского Союза в глазах зарубежной общественности. К началу 60-х была завершена работа над советским представительским лимузином ЗИЛ-111В, который произвел фурор на международной арене. Одним из знаковых событий стал визит в СССР президента Франции Шарля де Голля и его поездка по стране в 1966г.; транспортным сопровождением высокого гостя во всех городах пребывания занимался ГОН. В 60-е в автопарке ГОН появляется продукция Горьковского автозавода — комфортабельные “Чайки”. Завершается “оттепельное” десятилетие трагическим событием: в январе 1969 г. кортеж ГОН расстреливает террорист В.Ильин, погибает водитель И.Жарков, мотоциклист В.Зацепилов получает ранение.

Знаковым событием 1970-х годов стал визит в СССР президента США Р.Никсона с представительной делегацией, которая насчитывала более 300 человек. По традиции автотранспортное сопровождение мероприятий обеспечивал ГОН, однако в данном случае пришлось привлекать автопарк и водителей сторонних автопредприятий, проводить дополнительные инструктажи и координировать работу. Одним из наиболее ответственных для ГОН мероприятий в 1980-е стало транспортное сопровождение XXII летних Олимпийских игр.

С началом 1970-х годов значительное внимание в ГОН стало уделяться подготовке водителей, их обучению вождению автомобиля в сложных дорожных и погодных условиях, а также обеспечению безопасности. Появляется традиция проведения в коллективе соревнований по водительскому мастерству. Впоследствии контраварийная подготовка водителей ГОН становится обязательным элементом дополнительного обучения на автопредприятии. Перечисленные инициативы связывают с именем Б.М.Клёна, руководителя ГОН в 1968-1975 г.г., сформулировавшего принцип, которому сотрудники предприятия следуют по сей день: “Автомобиль ГОНа не может стать участником ДТП”. Планомерную работу по совершенствованию системы профессиональной подготовки водителей ГОН продолжили руководители “конюшни” Ю.Т.Бобошко (1975-1981) и Ю.И.Кружилин (1981-1987). В 1981г. приказом Председателя КГБ СССР Ю.В.Андропова создаются “Курсы по подготовке и переподготовке водительского состава автоотдела”. В 1980-е годы возобновляется штучное производство уникальных бронированных представительских автомобилей ЗИЛ семейства 4104.

В 1991 г. ГОН подчиняется созданному тогда же Главному управлению охраны Российской Федерации (позднее — Федеральная служба охраны РФ). Автопредприятие начинает эксплуатировать парк автомобилей и мотоциклов зарубежного производства (Mercedes-Benz и BMW), в том числе серийные бронированные S-Klasse Pullman Guard, использовавшиеся для перевозок главы государства. Эта практика сохранится до конца 2010-х, за это время автопарк предприятия будет неоднократно обновлен автомобилями более новых поколений. Выдающимися событиями периода 1990-х — 2010-х стали саммит “Большой восьмерки” (Санкт-Петербург, 2006), саммит АТЭС (Владивосток, 2012) и, безусловно, XXII Зимние олимпийские игры и XI Паралимпийские зимние игры (Сочи, 2014) и FIFA чемпионат мира во футболу (2018). В транспортном обеспечении перечисленных событий ГОН принимал значимое участие, сопровождая российских государственных деятелей высшего звена и зарубежные делегации. Сотрудники автопредприятия сопровождали главу Российского государства в поездках по стране и во время зарубежных визитов, обеспечивали автотранспортное обслуживание участников саммитов «Россия-ЕС», мероприятий БРИКС, ШОС, Петербургского экономического форума. В 2010-е годы автопарк ГОН пополняется представительскими автомобилями зарубежных марок, но собранными в России на дочерних предприятиях иностранных автоконцернов. В 2018г. во время инаугурации Президента РФ В.В.Путина общественности был продемонстрирован представительский лимузин марки “Аурус”, разработанный в рамках проекта “Кортеж”. Были инициированы процессы вывода из автопарка ГОН иномарок и постепенной их замены на автомобили отечественной разработки и производства.

В 2021г. Гараж особого назначения отметил столетний юбилей. К этому событию было приурочено открытие Музея ГОН, который располагается на территории ВВЦ в Москве.

Нанять телохранителей, личных водителей, охранников. Персональный подход к услугам