Услуги

Степан Гиль — личный водитель Ленина

Личный водитель Л.И. Брежнева

Степан Казимирович Гиль — личный водитель В.И.Ленина с 1917 по 1923 годы.

М.Ульяновой приписывается сравнение Гиля с богатырем из русских сказок: “подобен русскому богатырю Добрыне Никитичу – голубоглаз, розовощек, круглолиц, волосом светел, улыбкой добр, летами немолод, телом крепок, духом бодр”.

Подбором водителей для высших руководителей Советской России в то время занимался Совнарком, а именно управляющий делами В.Д.Бонч-Бруевич и возглавивший ВЧК Ф.Э.Дзержинский, которые являются основателями секретной службы молодого советского государства. Одним из главных критериев при подборе кадров было лояльное отношение к советской власти, однако значение имели и опыт, и профессиональные навыки. Гиль стал основным водителем Ленина, а подменными водителями, работавшими также с членами семьи Ленина, — А.Демин, Л.Горохов, Т.Гороховик, П.Космачев, П.Николаев и В.Рябов.

Примечательно, что С.Гиль в своей книге воспоминаний не приводит точное название места службы: 

“Я работал в Петрограде в одном из крупных гаражей. Вечером 8 ноября меня вызвали в профессиональную организацию работников гаража и заявили:
— Товарищ Гиль, выбирай в своем гараже машину получше и отправляйся утром к Смольному. Будешь работать шофером товарища Ленина!”

“Машиной получше” стал лимузин “Тюрка-Мери”, автомобиль для своего времени высококлассный и хорошо известный светской публике: автомашина этой марки (правда, другая, спортивная модель) под управлением французского спортсмена Анри Луи Ружье первой пришла к финишной черте ралли “Монте-Карло” 1911 года — первого в истории. Лимузин прославился тем, что был угнан злоумышленниками прямо со двора Смольного по подложному пропуску. Искать автомобиль Ленин поручил своему проштрафившемуся шоферу, и вскоре лимузин был найден в одной из пожарных частей на окраине города. В своих поисках С.Гиль заручился поддержкой петроградских чекистов, красногвардейцев и знакомых шоферов. Это происшествие красноречиво свидетельствует о том, что безопасность первых лиц государства и государственного имущества в первые месяцы после событий октября 1917-го обеспечивалась, если можно так выразиться, стихийно.

На одном из закрепленных за ним автомобилей под управлением С.Гиля Ленин направился из гостиницы “Националь” в Московский Кремль 12 марта 1918 года, чтобы на следующий день открыть съезд Советов, который ратифицирует Брестский мирный договор. Переезд правительства в Москву можно по праву назвать эвакуацией: мероприятия проводились в сжатые сроки, в режиме конспирации, в условиях возросшей угрозы террористических актов, провокаций и гражданского неповиновения. Путь из Петрограда в Москву руководители государства проделали по железной дороге. На новое место был переброшен и автопарк. К 1918 году, если верить воспоминаниям С.Гиля, автомобили, перевозившие Ленина, менялись по указанию Ф.Э.Дзержинского с целью снизить риск покушения. На личных водителей возлагались и обязанности обеспечения безопасности — так сформировалась традиция, дожившая в той или иной форме до наших дней. Однако первое время в автомобильных поездках случались, мягко говоря, ЧП.

Стоит отметить, что Ленин категорически отказывался от охраны, хотя вел активную политическую деятельность и публичную жизнь. Как утверждает С.Гиль, полагавшееся ему личное оружие приходилось скрывать от Ленина. Во время первого покушения в Петрограде в январе 1918 г. Ленина вывез из-под огня личный водитель Т.Гороховик, проявив находчивость и водительское мастерство и изменив маршрут. Ленин не пострадал, однако легкое ранение получил швейцарский коммунист Ф.Платтен, буквально приложивший руку к спасению Ленина, пригнув голову последнего во время стрельбы. С.Гиль был готов применить оружие и преследовал террористку во время покушения на Ленина 30 августа 1918 г., оставив раненого “шефа” без присмотра, что едва не стоило тому жизни. В январе 1919 г. группа налетчиков остановила на окраине Москвы автомобиль, в котором ехал Ленин, причем указание притормозить дал шоферу лично Владимир Ильич. Пассажиров и водителя ограбили (к счастью для потерпевших, злоумышленники не сообразили, кто оказался у них в руках), а автомобиль угнали, и дальнейший путь Ленин проделал пешком. За рулем в злополучный день был С.Гиль.

Степан Гиль оставался личным водителем Ленина вплоть до последних дней жизни вождя мирового пролетариата. Когда Владимир Ильич отошел от дел и поселился в Горках, для транспортного сопровождения Ленина и членов его семьи был организован так называемый малый ГОН, базировавшийся там же.